Новости
История кафедры
Преподаватели
Учебная работа
Спорт
Фото
 
 

КАФЕДРА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

 

Распределение обязательных учебных часов по годам обучения.

 

Курс обучения

Количество часов по программе

Всего часов

Теоретический

Практический

Контрольный

Лекции

Методико-практический

Учебно-тренировочный

1

8

14

94

20

136

2

4

16

100

16

136

3

2

8

48

10

68

4

2

4

52

10

68

Итого

16

44

294

56

408

 

 

Примерный годовой план - график для студентов 1 курса основного отделения.

 

 

Содержание сентябрь октябрь ноябрь декабрь февраль март апрель май июнь Всего часов
Теория (лекции)
Тема №1 2                 2
Тема №2 2                 2
Тема №3         2         2
Тема №4         2         2
Всего часов 4       4         8
Практика                    
Легкая атлетика 12 8               32
Вид спорта по выбору     6 18   2 14 12   40
Лыжи         10 10       20
Спртивные игры     10       4 6   20
Плавание   2               2
ППФП (гимнастика)   8       6       14
Методико-практический раздел + + +   + + +      
Зачеты       +       +    
Итого часов 16 18 16 18 14 18 18 18   136

 

 

 

Лекционной курс ( обязательная тематика):

I курс:

Тема I. "Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов" - 2 часа

Тема 2 "Социально-биологические основы физической культуры". - 2 часа.

Тема 3. Общая физическая и спортивная подготовка в системе физического воспитания". - 2 часа.

Тема 4. "Основы методики самостоятельных занятий физическими упражнениями. Самоконтроль занимающихся физическими упражнениями и спортом". - 2 часа.

II курс:

Тема 5. "Основы здорового образа жизни. Физическая культура в обеспечении здоровья". - 2 часа.

Тема 6. "Психофизические основы учебного труда и интеллектуальной деятельности. Средства физической культуры в регулировании работоспособности". - 2 часа.

III курс:

Тема 7. "Спорт. Индивидуальный выбор видов спорта' или систем физических упражнений. Особенности занятий избранным видом спорта или системой физических упражнений". - 2 часа.

IV курс:

Тема 8. "Профессионально-прикладная физическая подготовка (ППФП) студентов. Физическая культура в профессиональной деятельности специалиста". - 2 часа.

Примечание:

Темы лекций излагаются с учетом особенностей профессиональной деятельности выпускников каждого факультета.

 

 

Практические зачетные требования и тесты выполняются в учебное время на контрольных соревнованиях, к которым допускаются студенты, регулярно посещающие учебные занятия. Студенты, освобожденные от практических занятий на длительный период, выполняют письменную тематическую работу (реферат), связанную с характером их заболевания и защищают ее.

Методико – практические занятия.

 Первый курс.

1)Методика эффективных и экономичных способов овладения жизненно-важными умениями и навыками (ходьба, передвижение на лыжах, плавание).
2) Основы методики самомассажа.
3) Методика коррегирующей гимнастики для глаз.
4)Методика составления и проведения простейших самостоятельных занятий физическими упражнениями, гигиенической гимнастикой или тренировочной направленности.

Второй курс.

1)Методика составления индивидуальных программ физического самовоспитания и занятий с оздоровительной, рекреационной и восстановительной направленностью (медленный бег, плавание, прогулки на лыжах и т.п.).
2)Методы оценки и коррекции осанки и телосложения.
3)Методы самоконтроля состояния здоровья и физического развития (стандарты, индексы, программы, формулы и др.).
4)Методы самоконтроля за функциональным состоянием организма (функциональные пробы).
5)Методика проведения учебно-тренировочного занятия.
6)Методы самооценки специальной физической и спортивной подготовленности по 'избранному виду спорта (тесты, контрольные задания).

Третий курс.

1)Методика индивидуального подхода и применения средств для направленного развития отдельных физических качеств.
2)Простейшие методики самооценки работоспособности, усталости, утомления и применение средств физической культуры для их направленной коррекции.
3)Методы регулирования психоэмоционального состояния, применяемые при занятиях физической культурой и спортом.
4)Средства и методы мышечной релаксации в спорте.

Четвертый курс.

1)Основы методики организации судейства по избранному виду спорта.
2)Методика самостоятельного освоения отдельных элементов профессионально-прикладной физической подготовки.
3)Методика проведения производственной гимнастики с учетом заданных условий и характера труда.

 

 

 

Темы научных исследований,
проводимых на кафедре физического воспитания

 

 

№ пп

Темы исследования

Годы

Руководитель

Исполнители

1
Медико-биологическое обоснование физического воспитания и спорта

1970-1975

К.б.н., доцент
И.Ф. Калинина

И.Ф. Калинина
Т.С. Иванова
В.И. Нюхин
Н.Ф. Косолапова

2

Разработка и изготовление тренажерного устройства

1975-1980

К.п.н., доцент
В.М. Байков

В.М. Байков
Б.В. Нестеров
В.С. Шереметьев

3

Определение бюджета времени студентов на самостоятельную работу

1980-1985

К.п.н., доцент
Л.П. Скурлатова

Все преподаватели кафедры

4

Исследование влияния различных двигательных режимов на физическое и психическое состояние студентов в процессе учебной деятельности

1986-1990

К.п.н., доцент
В.И. Нюхин

Все преподаватели кафедры

5

Сравнительный анализ физического развития и физической подготовленности студентов

1990-1995

К.п.н., доцент
В.И. Нюхин

Все преподаватели кафедры

6

Комплексное исследование физиологических параметров студентов, ранее проживавших в зонах радиоактивного загрязнения

1995-2000

Ст. преподаватель В.Я. Жигало

В.В. Попова
Л.Н. Забелина
Э.В. Городилова
В.С. Зезюля
М.И. Рогатенкова

7

Психолого-педагогический и физиологический мониторинг умственной и физической работоспособности студентов, подвергшихся воздействию последствий аварии на ЧАЭС, и разработка рекомендаций по режиму труда, отдыха и учебной деятельности

1995-2000

К.п.н., доцент
В.И. Нюхин

Т.И. Оскреткова
В.Н. Соболев
А.А. Морозов
Т.А. Булавкина
Н.Ф. Василенко
С.М. Старовойтова

8

Текущий контроль за физическим состоянием и дозировка интенсивности нагрузки по ЧСС в занятии (диагностическая система оценки уровня здоровья здоровых и больных)

1995-2000

Ст. преподаватель В.С. Шереметьев

В.С. Шереметьев

9

Психолого-педагогический и физиологический мониторинг умственной и физической работоспособности студентов

2000-2005

К.п.н., доцент
В.И. Нюхин

Все преподаватели кафедры

10
Психологический и физиологический мониторинг здоровья студентов 2006 -
К.п.н., доцент
В.Я. Жигало
Все преподаватели кафедры

 

Примерный перечень экзаменационных вопросов для собеседования

I курс
1-й семестр
Лекция  1. «Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов в ВУЗе».
Вопросы для собеседования:

  1. Цели и основные задачи физкультурного воспитания в ВУЗе.
  2. Формы организации физкультурного воспитания: учебные занятия, внеурочные занятия.
  3. Зачетные требования к студентам: специальному медицинскому отделению, основному и спортивному отделениям.
  4. Обязанности студентов, условия получения зачета по физической культуре.
  5. Спортивно- массовая работа на факультете и в академии.
  6. Физическая культура и спорт – социальные феномены общества.
Рекомендуемая литература:
  1. Физическое воспитание. Учебник 1983г. Под ред. В.А. Головина.
  2. Теория и методика физической культуры. Учебник 1991г. Л.П. Матвеев.
  3. Теория и методика физической культуры. Учебник для Вузов. 2005г. Курамшин Ю.Ф.
  4. Физическое воспитание: теория, методика, практика. Учебник 2005г. Менхин Ю.В.

Лекция 2. «Социально- биологические основы физической культуры».

Вопросы для собеседования:

  1. Организм человека как единая биологическая система.
  2. Обмен веществ и энергии.
  3. Что такое гиподинамика.
  4. Состав и функции крови.
  5. Кровообращение (большой и малый круги кровообращения).
  6. Сердце, пульс, кровяное давление (систолическое и диастолическое).
  7. Дыхание. Гипоксия. Другие внутренние органы.
  8. Рефлекторная дуга (рефлексы).
  9. Что такое двигательные навыки? Фазы образования двигательного н6авыка.
  10. Физические качества человека (сила, выносливость, быстрота, ловкость, гибкость).
  11. Что такое утомление? Повышение устойчивости организма к различным условиям среды.
Рекомендуемая литература:
    1. Знаменский Ю.Ф., Лукъянов Ю.Е., Макаренко Ю.В. «Нервная система, здоровье, долголетие»  М. 1977 г.
    2. Косицкая Н.П. «Искусство быть здоровым» М. 1977 г.
    3. Коробков Л.В. «Двигательный режим и здоровье»  м. 1972 г.
    4. Зациорский В.М. «Физические качества спортсменов» М. 1970 г.
    5. Гоговадзе Л.В., Круглый М.М. «Врачебный контроль и физическое воспитание в спорте»  М.  1977 г.
    6. Зациорский В.М. «Спортивная метрология» М. ФИС 1982 г. Учебник для инструкторов физической культуры.
    7. Амосов Н.М., Бендет Я.А. «Физическая активность и сердце» Киев «Здоровье» 1989г.

    1 КУРС.
    2- ой семестр.
    Лекция 3. «Общая физическая и спортивная подготовка в системе физического воспитания».

    Вопросы для собеседования:

    1. Что такое принципы (дать определение)
    2. Перечислить общедидактичесике и специфические принципы фмизического воспитания.
    3. Что такое методы физического воспитания (дать определение), классификация методов.
    4. Основные средств физического воспитания, их содержание и формы.
    5. Классификация основных средств физического воспитания.
    6. Формы занятий физической культурой.
    7. Общая физическая и специальная подготовка и их задачи.
    8. Объем и интенсивность физических нагрузок (зоны интенсивности).
    9. Основы обучения движениям (фазы формирования двигательных действий).

    Рекомендуемая литература.

    1. Теория и методика физической культуры. Учебник 1991г. Л.П. Матвеев.
    2. Теория и методика физической культуры. Курамшин Ю.Ф. Учебник для Вузов. 2005г.
    3. Теория и методика физического воспитания и спорта. Учебник 2006г. Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов.

    Лекция 4. « Основы методики самостоятельных занятий физическими упражнениями».
    Вопросы для собеседования:

    1. Мотивация и направленность самостоятельных занятий.
    2. Оптимальная двигательная активность и ее воздействие на здоровье и работоспособность
    3. Организация, содержание и формы самостоятельных занятий.
    4. Возрастные особенности содержания занятий. Особенности самостоятельных занятий для женщин.
    5. Планирование и управление самостоятельными занятиями.
    6. Граница интенсивности и пульсовый режим физической нагрузки для лиц студенческого возраста.
    7. Спортивные соревнования в процессе самостоятельных занятий.
    8. Гигиена самостоятельных занятий. Гигиенические требования при проведении занятий.
    9. Самоконтроль за эффективностью самостоятельных занятий.
    10. Использование тестов, методов, антропометрических индексов для оценки физического состояния организма и физической подготовленности.

    Рекомендуемая литература.

    1. Мильнер Е. Г. Формула жизни. М.: Физкультура и спорт.1991 г.
    2. Смирнов В. А. Физическая тренировка для здоровья. Л.:1991 г.
    3. Демин Д. Ф. Врачебный контроль при занятиях физической культурой. М.: Физкультура и спорт .1992г.
    4. Готовцев П.И. , Дубровский В.Л. Самоконтроль при занятиях физической культурой. М.: Физкультура и спорт. 1990г.
    5. Новиков. Азбука здоровья. Тула.: Приобское книжное издательство. 1991г.
    6. Выдрин В.М., Зыков Б.А., Латоненко А.В. Физическая культура студентов ВУЗов. М.: Физкультура и спорт. 1990г.

    2 КУРС
    1 семестр.
    Лекция 5. «Психофизические основы учебного труда и интеллектуальная деятельность. Средство физической культуры в регулировании работоспособности».
    Вопросы для собеседования:

    1. Как изменяется работоспособность студентов в учебном году и факторы, влияющие на работоспособность.
    2. Назовите критерии нервно-эмоционального  и психофизического утомления.
    3. Перечислите средства профилактики нервно-эмоционального и психофизического утомления у студентов.
    4. Как средства физической культуры способствует оптимизации работоспособности.
    5. Как с помощью средств физической культуры можно повысить эффективность учебного труда?
                              Рекомендуемая литература:
    1. Ершов А. Взгляд психолога на активность человека. М.:1991г.
    2. Гришак Л.П. Резервы человеческой психики. Введение в психологию активности. М.: Политиздат. 1987г.
    3. Агаджанян Н.А. , Шабатура Н.Н. Биоритмы, спорт, здоровье. М.:Физкультура и спорт .1989г.

     2 КУРС
    2-ОЙ СЕМЕСТР
    Лекция 6. «Основы здорового образа жизни студентов. Физическая культура в обеспечении здоровья».
    Вопросы для собеседования:

    1. Что такое «здоровье»? Физическое, психическое и нравственное здоровье.
    2. Назовите критерии здоровья.
    3. Как окружающая среда влияет на здоровье?
    4. Что такое наследственность?
    5. Кто такие интериалы и экстериалы?
    6. Дайте определение здорового образа и назовите составляющие ЗОЖ.
    7. Дайте характеристику составляющим ЗОЖ: режимы труда и отдыха, питания и сна.
    8. Дайте характеристику составляющим ЗОЖ: режиму двигательной активности, гигиена и закаливание.
    9. Дайте характеристику составляющим ЗОЖ: профилактики вредных привычек, культуре межличностного общения психофизической регуляции организма.
    10. Назовите критерии эффективности использования ЗОЖ.
    11. Что такое физическое самовоспитание? Этапы процесса физического самовоспитания.

     Рекомендуемая литература:

    1. Андреев Ю.А. Три кита здоровья.-М.:Физкультура и спор. 1991г.- 336стр.
    2. Белов В.И. Энциклопедия здоровья. - М.:Химия,1993г.-399стр.
    3. Дубровский В.И. Валеология. Здоровый образ жизни.-М.:RETORIKA.-А.Флинта, 1999г.-560 стр.
    4. Калинский М.И. Питание. Здоровье. Двигательная активность. –Киев «Наукова Думка», 1990г.- 176 стр.
    5. Физическая культура студента:Учебник /под ред. В.И. Ильинича.-М.:Гардарики, 2001г. -448 стр.

     3 курс.
    1-й семестр
    Лекция 7. «Спорт, понятие, определение. Отличия от других видов деятельности. Спортивные тренировки. Задачи, принципы, методы».
    Вопросы для собеседования:

    1. Определение понятия «спорт», его принципиальное отличие от других видов занятий физическими упражнениями.
    2. Массовый спорт. Его цели и задачи.
    3. Спорт высших достижений.
    4. Спортивная классификация и её структура.
    5. Спортивная тренировка, её цели и задачи.
    6. Виды подготовки спортсменов.
    7. Методы спортивной тренировки.
    8. Основные физические качества, пути их развития.
    9. Этапы подготовки спортсменов.

    Рекомендуемая литература:

    1. Курамшин Ю.Ф. Теория и методика физической культуры: учебник -М.: -Советский спорт.,2004г.
    2. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта.: Учебное пособие -М.: Издательский центр «Академия», 2000г.
    3. Гулько Я.Н.- Физическая культура: учебное пособие- М.: «Издательство Ассоциации строительных ВУЗов», 2000г.
    4. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры:Учебник-М.:ФиС.1991г.
    5. Физическая культура студента и жизнь.: Учебник /под. ред. В.И. Ильинича. - М.: Гардарики, 2005г.

    4 курс
    1й семестр
    Лекция 8 «Профессионально- прикладная физическая подготовка (ППФП) студентов. Физическая культура в профессиональной деятельности специалистов».
    Вопросы для собеседования:

    1. Понятие, значение и структура ППФП.
    2. Факторы, определяющие содержание ППФП. (профессиограмма).
    3. ППФП студентов различных специальность.
    4. Цель, задачи и критерии ППФП студентов.
    5. Формирование прикладных знаний, умений, навыков, физических и специальных качеств в процессе ППФП.
    6. Основные формы организации ППФП в ВУЗе и на производстве.
    7. Планирование и методика ППФП.

     

    Рекомендуемая литература:

    1. Ильинич В.И. Проф. прикл. физич. подготовка студентов  ВУЗов. М.: Высшая школа 1978г.
    2. Головин В.А., Масляков В.А.., Коробков А.В. и др. Физическое воспитание. М.: Высшая школа. 1973г.
    3. Массовая физическая культура  в ВУЗе / Под ред. Масляков В.А., Мотяшова В.С. М.:1994г.
    4. Раевский Р.Т. Проф. прикл. физич. подготовка студентов технических ВУЗов. Учебное пособие. М.: Высшая школа 1985г. 136 с.

     

 
Создание сайтов ЕкатеринбургШаблоны сайтовПоиск товаров - справочник цен, каталог магазинов, прайс-листыБесплатные шаблоны дизайна деловых сайтов