 |
Распределение обязательных учебных часов по годам обучения.
|
Количество часов по программе
|
|
|
|
Контрольный
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Примерный годовой план - график для студентов 1 курса основного отделения.
Содержание |
сентябрь |
октябрь |
ноябрь |
декабрь |
февраль |
март |
апрель |
май |
июнь |
Всего часов |
Теория (лекции) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Тема №1 |
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
Тема №2 |
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
Тема №3 |
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
2 |
Тема №4 |
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
2 |
Всего часов |
4 |
|
|
|
4 |
|
|
|
|
8 |
Практика |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Легкая атлетика |
12 |
8 |
|
|
|
|
|
|
|
32 |
Вид спорта по выбору |
|
|
6 |
18 |
|
2 |
14 |
12 |
|
40 |
Лыжи |
|
|
|
|
10 |
10 |
|
|
|
20 |
Спртивные игры |
|
|
10 |
|
|
|
4 |
6 |
|
20 |
Плавание |
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
2 |
ППФП (гимнастика) |
|
8 |
|
|
|
6 |
|
|
|
14 |
Методико-практический раздел |
+ |
+ |
+ |
|
+ |
+ |
+ |
|
|
|
Зачеты |
|
|
|
+ |
|
|
|
+ |
|
|
Итого часов |
16 |
18 |
16 |
18 |
14 |
18 |
18 |
18 |
|
136 |
Лекционной курс ( обязательная тематика):
I курс:
Тема I. "Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов" - 2 часа
Тема 2 "Социально-биологические основы физической культуры". - 2 часа.
Тема 3. Общая физическая и спортивная подготовка в системе физического воспитания". - 2 часа.
Тема 4. "Основы методики самостоятельных занятий физическими упражнениями. Самоконтроль занимающихся физическими упражнениями и спортом". - 2 часа.
II курс:
Тема 5. "Основы здорового образа жизни. Физическая культура в обеспечении здоровья". - 2 часа.
Тема 6. "Психофизические основы учебного труда и интеллектуальной деятельности. Средства физической культуры в регулировании работоспособности". - 2 часа.
III курс:
Тема 7. "Спорт. Индивидуальный выбор видов спорта' или систем физических упражнений. Особенности занятий избранным видом спорта или системой физических упражнений". - 2 часа.
IV курс:
Тема 8. "Профессионально-прикладная физическая подготовка (ППФП) студентов. Физическая культура в профессиональной деятельности специалиста". - 2 часа.
Примечание:
Темы лекций излагаются с учетом особенностей профессиональной деятельности выпускников каждого факультета.
|
Практические зачетные требования и тесты выполняются в учебное время на контрольных соревнованиях, к которым допускаются студенты, регулярно посещающие учебные занятия. Студенты, освобожденные от практических занятий на длительный период, выполняют письменную тематическую работу (реферат), связанную с характером их заболевания и защищают ее.
Методико – практические занятия.
Первый курс.
1)Методика эффективных и экономичных способов овладения жизненно-важными умениями и навыками (ходьба, передвижение на лыжах, плавание).
2) Основы методики самомассажа.
3) Методика коррегирующей гимнастики для глаз.
4)Методика составления и проведения простейших самостоятельных занятий физическими упражнениями, гигиенической гимнастикой или тренировочной направленности.
Второй курс.
1)Методика составления индивидуальных программ физического самовоспитания и занятий с оздоровительной, рекреационной и восстановительной направленностью (медленный бег, плавание, прогулки на лыжах и т.п.).
2)Методы оценки и коррекции осанки и телосложения.
3)Методы самоконтроля состояния здоровья и физического развития (стандарты, индексы, программы, формулы и др.).
4)Методы самоконтроля за функциональным состоянием организма (функциональные пробы).
5)Методика проведения учебно-тренировочного занятия.
6)Методы самооценки специальной физической и спортивной подготовленности по 'избранному виду спорта (тесты, контрольные задания).
Третий курс.
1)Методика индивидуального подхода и применения средств для направленного развития отдельных физических качеств.
2)Простейшие методики самооценки работоспособности, усталости, утомления и применение средств физической культуры для их направленной коррекции.
3)Методы регулирования психоэмоционального состояния, применяемые при занятиях физической культурой и спортом.
4)Средства и методы мышечной релаксации в спорте.
Четвертый курс.
1)Основы методики организации судейства по избранному виду спорта.
2)Методика самостоятельного освоения отдельных элементов профессионально-прикладной физической подготовки.
3)Методика проведения производственной гимнастики с учетом заданных условий и характера труда.
|
Темы научных исследований,
проводимых на кафедре физического воспитания
№ пп |
Темы исследования |
Годы |
Руководитель |
Исполнители |
1 |
Медико-биологическое обоснование физического воспитания и спорта |
1970-1975 |
К.б.н., доцент
И.Ф. Калинина |
И.Ф. Калинина
Т.С. Иванова
В.И. Нюхин
Н.Ф. Косолапова |
2 |
Разработка и изготовление тренажерного устройства |
1975-1980 |
К.п.н., доцент
В.М. Байков |
В.М. Байков
Б.В. Нестеров
В.С. Шереметьев |
3 |
Определение бюджета времени студентов на самостоятельную работу |
1980-1985 |
К.п.н., доцент
Л.П. Скурлатова |
Все преподаватели кафедры |
4 |
Исследование влияния различных двигательных режимов на физическое и психическое состояние студентов в процессе учебной деятельности |
1986-1990 |
К.п.н., доцент
В.И. Нюхин |
Все преподаватели кафедры |
5 |
Сравнительный анализ физического развития и физической подготовленности студентов |
1990-1995 |
К.п.н., доцент
В.И. Нюхин |
Все преподаватели кафедры |
6 |
Комплексное исследование физиологических параметров студентов, ранее проживавших в зонах радиоактивного загрязнения |
1995-2000 |
Ст. преподаватель В.Я. Жигало |
В.В. Попова
Л.Н. Забелина
Э.В. Городилова
В.С. Зезюля
М.И. Рогатенкова |
7 |
Психолого-педагогический и физиологический мониторинг умственной и физической работоспособности студентов, подвергшихся воздействию последствий аварии на ЧАЭС, и разработка рекомендаций по режиму труда, отдыха и учебной деятельности |
1995-2000 |
К.п.н., доцент
В.И. Нюхин |
Т.И. Оскреткова
В.Н. Соболев
А.А. Морозов
Т.А. Булавкина
Н.Ф. Василенко
С.М. Старовойтова |
8 |
Текущий контроль за физическим состоянием и дозировка интенсивности нагрузки по ЧСС в занятии (диагностическая система оценки уровня здоровья здоровых и больных) |
1995-2000 |
Ст. преподаватель В.С. Шереметьев |
В.С. Шереметьев |
9 |
Психолого-педагогический и физиологический мониторинг умственной и физической работоспособности студентов |
2000-2005 |
К.п.н., доцент
В.И. Нюхин |
Все преподаватели кафедры |
10 |
Психологический и физиологический мониторинг здоровья студентов |
2006 - |
К.п.н., доцент
В.Я. Жигало |
Все преподаватели кафедры |
Примерный перечень экзаменационных вопросов для собеседования
I курс
1-й семестр
Лекция 1. «Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов в ВУЗе».
Вопросы для собеседования:
- Цели и основные задачи физкультурного воспитания в ВУЗе.
- Формы организации физкультурного воспитания: учебные занятия, внеурочные занятия.
- Зачетные требования к студентам: специальному медицинскому отделению, основному и спортивному отделениям.
- Обязанности студентов, условия получения зачета по физической культуре.
- Спортивно- массовая работа на факультете и в академии.
- Физическая культура и спорт – социальные феномены общества.
Рекомендуемая литература:
- Физическое воспитание. Учебник 1983г. Под ред. В.А. Головина.
- Теория и методика физической культуры. Учебник 1991г. Л.П. Матвеев.
- Теория и методика физической культуры. Учебник для Вузов. 2005г. Курамшин Ю.Ф.
- Физическое воспитание: теория, методика, практика. Учебник 2005г. Менхин Ю.В.
Лекция 2. «Социально- биологические основы физической культуры».
Вопросы для собеседования:
- Организм человека как единая биологическая система.
- Обмен веществ и энергии.
- Что такое гиподинамика.
- Состав и функции крови.
- Кровообращение (большой и малый круги кровообращения).
- Сердце, пульс, кровяное давление (систолическое и диастолическое).
- Дыхание. Гипоксия. Другие внутренние органы.
- Рефлекторная дуга (рефлексы).
- Что такое двигательные навыки? Фазы образования двигательного н6авыка.
- Физические качества человека (сила, выносливость, быстрота, ловкость, гибкость).
- Что такое утомление? Повышение устойчивости организма к различным условиям среды.
Рекомендуемая литература:
- Знаменский Ю.Ф., Лукъянов Ю.Е., Макаренко Ю.В. «Нервная система, здоровье, долголетие» М. 1977 г.
- Косицкая Н.П. «Искусство быть здоровым» М. 1977 г.
- Коробков Л.В. «Двигательный режим и здоровье» м. 1972 г.
- Зациорский В.М. «Физические качества спортсменов» М. 1970 г.
- Гоговадзе Л.В., Круглый М.М. «Врачебный контроль и физическое воспитание в спорте» М. 1977 г.
- Зациорский В.М. «Спортивная метрология» М. ФИС 1982 г. Учебник для инструкторов физической культуры.
- Амосов Н.М., Бендет Я.А. «Физическая активность и сердце» Киев «Здоровье» 1989г.
1 КУРС.
2- ой семестр.
Лекция 3. «Общая физическая и спортивная подготовка в системе физического воспитания».
Вопросы для собеседования:
- Что такое принципы (дать определение)
- Перечислить общедидактичесике и специфические принципы фмизического воспитания.
- Что такое методы физического воспитания (дать определение), классификация методов.
- Основные средств физического воспитания, их содержание и формы.
- Классификация основных средств физического воспитания.
- Формы занятий физической культурой.
- Общая физическая и специальная подготовка и их задачи.
- Объем и интенсивность физических нагрузок (зоны интенсивности).
- Основы обучения движениям (фазы формирования двигательных действий).
Рекомендуемая литература.
- Теория и методика физической культуры. Учебник 1991г. Л.П. Матвеев.
- Теория и методика физической культуры. Курамшин Ю.Ф. Учебник для Вузов. 2005г.
- Теория и методика физического воспитания и спорта. Учебник 2006г. Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов.
Лекция 4. « Основы методики самостоятельных занятий физическими упражнениями».
Вопросы для собеседования:
- Мотивация и направленность самостоятельных занятий.
- Оптимальная двигательная активность и ее воздействие на здоровье и работоспособность
- Организация, содержание и формы самостоятельных занятий.
- Возрастные особенности содержания занятий. Особенности самостоятельных занятий для женщин.
- Планирование и управление самостоятельными занятиями.
- Граница интенсивности и пульсовый режим физической нагрузки для лиц студенческого возраста.
- Спортивные соревнования в процессе самостоятельных занятий.
- Гигиена самостоятельных занятий. Гигиенические требования при проведении занятий.
- Самоконтроль за эффективностью самостоятельных занятий.
- Использование тестов, методов, антропометрических индексов для оценки физического состояния организма и физической подготовленности.
Рекомендуемая литература.
- Мильнер Е. Г. Формула жизни. М.: Физкультура и спорт.1991 г.
- Смирнов В. А. Физическая тренировка для здоровья. Л.:1991 г.
- Демин Д. Ф. Врачебный контроль при занятиях физической культурой. М.: Физкультура и спорт .1992г.
- Готовцев П.И. , Дубровский В.Л. Самоконтроль при занятиях физической культурой. М.: Физкультура и спорт. 1990г.
- Новиков. Азбука здоровья. Тула.: Приобское книжное издательство. 1991г.
- Выдрин В.М., Зыков Б.А., Латоненко А.В. Физическая культура студентов ВУЗов. М.: Физкультура и спорт. 1990г.
2 КУРС
1 семестр.
Лекция 5. «Психофизические основы учебного труда и интеллектуальная деятельность. Средство физической культуры в регулировании работоспособности».
Вопросы для собеседования:
- Как изменяется работоспособность студентов в учебном году и факторы, влияющие на работоспособность.
- Назовите критерии нервно-эмоционального и психофизического утомления.
- Перечислите средства профилактики нервно-эмоционального и психофизического утомления у студентов.
- Как средства физической культуры способствует оптимизации работоспособности.
- Как с помощью средств физической культуры можно повысить эффективность учебного труда?
Рекомендуемая литература:
- Ершов А. Взгляд психолога на активность человека. М.:1991г.
- Гришак Л.П. Резервы человеческой психики. Введение в психологию активности. М.: Политиздат. 1987г.
- Агаджанян Н.А. , Шабатура Н.Н. Биоритмы, спорт, здоровье. М.:Физкультура и спорт .1989г.
2 КУРС
2-ОЙ СЕМЕСТР
Лекция 6. «Основы здорового образа жизни студентов. Физическая культура в обеспечении здоровья».
Вопросы для собеседования:
- Что такое «здоровье»? Физическое, психическое и нравственное здоровье.
- Назовите критерии здоровья.
- Как окружающая среда влияет на здоровье?
- Что такое наследственность?
- Кто такие интериалы и экстериалы?
- Дайте определение здорового образа и назовите составляющие ЗОЖ.
- Дайте характеристику составляющим ЗОЖ: режимы труда и отдыха, питания и сна.
- Дайте характеристику составляющим ЗОЖ: режиму двигательной активности, гигиена и закаливание.
- Дайте характеристику составляющим ЗОЖ: профилактики вредных привычек, культуре межличностного общения психофизической регуляции организма.
- Назовите критерии эффективности использования ЗОЖ.
- Что такое физическое самовоспитание? Этапы процесса физического самовоспитания.
Рекомендуемая литература:
- Андреев Ю.А. Три кита здоровья.-М.:Физкультура и спор. 1991г.- 336стр.
- Белов В.И. Энциклопедия здоровья. - М.:Химия,1993г.-399стр.
- Дубровский В.И. Валеология. Здоровый образ жизни.-М.:RETORIKA.-А.Флинта, 1999г.-560 стр.
- Калинский М.И. Питание. Здоровье. Двигательная активность. –Киев «Наукова Думка», 1990г.- 176 стр.
- Физическая культура студента:Учебник /под ред. В.И. Ильинича.-М.:Гардарики, 2001г. -448 стр.
3 курс.
1-й семестр
Лекция 7. «Спорт, понятие, определение. Отличия от других видов деятельности. Спортивные тренировки. Задачи, принципы, методы».
Вопросы для собеседования:
- Определение понятия «спорт», его принципиальное отличие от других видов занятий физическими упражнениями.
- Массовый спорт. Его цели и задачи.
- Спорт высших достижений.
- Спортивная классификация и её структура.
- Спортивная тренировка, её цели и задачи.
- Виды подготовки спортсменов.
- Методы спортивной тренировки.
- Основные физические качества, пути их развития.
- Этапы подготовки спортсменов.
Рекомендуемая литература:
- Курамшин Ю.Ф. Теория и методика физической культуры: учебник -М.: -Советский спорт.,2004г.
- Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта.: Учебное пособие -М.: Издательский центр «Академия», 2000г.
- Гулько Я.Н.- Физическая культура: учебное пособие- М.: «Издательство Ассоциации строительных ВУЗов», 2000г.
- Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры:Учебник-М.:ФиС.1991г.
- Физическая культура студента и жизнь.: Учебник /под. ред. В.И. Ильинича. - М.: Гардарики, 2005г.
4 курс
1й семестр
Лекция 8 «Профессионально- прикладная физическая подготовка (ППФП) студентов. Физическая культура в профессиональной деятельности специалистов».
Вопросы для собеседования:
- Понятие, значение и структура ППФП.
- Факторы, определяющие содержание ППФП. (профессиограмма).
- ППФП студентов различных специальность.
- Цель, задачи и критерии ППФП студентов.
- Формирование прикладных знаний, умений, навыков, физических и специальных качеств в процессе ППФП.
- Основные формы организации ППФП в ВУЗе и на производстве.
- Планирование и методика ППФП.
Рекомендуемая литература:
- Ильинич В.И. Проф. прикл. физич. подготовка студентов ВУЗов. М.: Высшая школа 1978г.
- Головин В.А., Масляков В.А.., Коробков А.В. и др. Физическое воспитание. М.: Высшая школа. 1973г.
- Массовая физическая культура в ВУЗе / Под ред. Масляков В.А., Мотяшова В.С. М.:1994г.
- Раевский Р.Т. Проф. прикл. физич. подготовка студентов технических ВУЗов. Учебное пособие. М.: Высшая школа 1985г. 136 с.
|
 |